Страницы

 Powered by BannerFans.com  

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Нарушение правил дорожного движения становится обычным делом. Наиболее серьёзные трудности и опасности для жизни подстерегают самых маленьких пешеходов. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них отсутствует способность, предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. И поэтому перед взрослыми стоит задача не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

Работа в МБДОУ «ДС № 153 г. Челябинска» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в 2017-2018 учебном году проводилась планово, систематически, постоянно. Она входила логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяли в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д. К одним и тем же вопросам многократно возвращались, стимулировали интерес ребят.

В календарно-тематическом планировании всех возрастных групп выделены недели, посвященные знакомству детей с правилами дорожного движения, поведения на дороге и в транспорте. Такие недели как: «Транспорт», «Азбука безопасности». В это время педагогами групп уделялось особое внимание вопросам ознакомления, расширения первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах, и в повседневной жизни детей. В течение остального времени идет процесс закрепления полученных знаний, и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности.

Применяя различные формы и методы работы, педагоги приучали детей проговаривать свои действия, чтобы они становились частью их мышечной памяти и внутренней речи. Многократно объясняли и повторяли с детьми, как они должны вести себя на улице и в транспорте, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице. Беседовали с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, сумерки и т.д.).

С удовольствием дети слушали произведения по правилам дорожного движения с обсуждением поведения героев на дороге и во дворе: И.Серяков «Правила, где все спешат», А. Клименко «Когда мы пассажиры», А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», М. Ильин Е.Сегал «Машины на нашей улице», Н Носов «Милиционер», Я. Пишумов «Самый лучший переход», В. Суслов « Его сигнал закон для всех», Б. Заходер «Шофер», С. Михалков «Моя улица», О. Тарутин «Для чего нам светофор», С.Михалков «Скверная история», Ю.Яковлев «Футбольный мяч», И.Головко «Правила движения», И Серяков «Ученый дружок». Прослушав произведения «Твой товарищ светофор» В. Сиротова, «Светофор» С. Михалкова, «Регулировщик» Я. Пишумовой, у детей пополнились знания о значении работы светофора. Обсуждение после чтения художественной литературы помогало закреплять правила дорожного движения, и дети учились отвечать на вопросы по теме.

Знакомство с дорожными знаками начали с самых простых: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, круговое движение, прочие опасности, железнодорожный переезд со шлагбаумом, дети, пункт медицинской помощи. Это те знаки, которые должны знать пешеходы в первую очередь. В дальнейшем объясняли значение следующих знаков: остановка транспорта, ремонтные работы, перекрёсток, знаки сервиса: телефон, пункт питания, кемпинг и других.

Чтобы закрепить знание детьми знаков, играли с ними в следующие игры: «О чём говорит этот знак ?», «Выбери знак и расскажи о нём.», «Отгадай знак по описанию», «Какой здесь нужен знак». Знакомили детей с дорожными знаками с помощью загадок, при этом развивались у детей логическое мышление и память.

Знания детей по ПДД были отражены в детский работах: аппликация «Светофор», «Дорожные знаки», «Улица нашего города»; рисование «Пешеходный переход», «Светофор», «Я иду по городу».

В своей работе педагоги использовали учебные электронные презентации, видеоролики и мультипликационные уроки по безопасности поведения на улицах города: «Уроки осторожности с тётушкой Совой», «СМЕШуроки на дороге», «Азбука безопасности», в которых знакомые детям мультипликационные герои в доступной и понятной для них форме рассказывают и учат правилам поведения на улице, в транспорте, дорожного движения, правилам езды на велосипеде, предупреждают и остерегают от опасности, которая может ожидать на улицах города.

С удовольствием дети играли в игры по ПДД на прогулках, для этого на территории детского сада на асфальте нарисован перекресток с пешеходным переходом и разделительной полосой, устанавливались дорожные знаки на время игры, выбирались участники дорожного движения, регулировщик.

В каждой группе созданы уголки ПДД с макетами перекрестка, дорожными знаками, светофорами, различным видом транспорта, которые пользуются большой популярностью как у мальчиков, так и у девочек. Дети, в зависимости от возраста, с помощью педагога или самостоятельно разыгрывают дорожные ситуации, организуют игры-драматизации основанные на личном опыте, проигрывают сцены из произведений, отрабатывают знания, полученные во время образовательной деятельности.

Также, на протяжении всего учебного года велась активная просветительская работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В информационных уголках для родителей, всех возрастных групп, постоянно выставлялась актуальная информация по аварийности, о ДТП, произошедших с участием детей. Консультации для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?», «Правила поведения в общественном транспорте (расскажите об этом детям)», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Рекомендации по обучению детей ПДД.», «Родителям о правилах дорожного движения», «Основы безопасности жизнедеятельности». Перечень некоторых необходимых рекомендаций для родителей: Памятка для родителей «Причины детского дорожно — транспортного травматизма», консультация для родителей детей II младших групп в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых»», «Страничка дорожной безопасности зимой», Постоянно ведется профилактическая работа с родителями о правилах передвижения с велосипедами и самокатами по территории детского сада. Со всеми консультациями родители имеют возможность ознакомиться на сайте МБДОУ (http://dc153.ru) во вкладке «Дорожная безопасность» (http://dc153.ru/index.php/dorozhnaya-bezopasnost).

Во время учебного года силами педагогов совместно с музыкальными руководителями и инструктором по физическому развитию были проведены тематические развлечения для детей: музыкально-спортивный праздник «Мы знаем правила дорожного движения», викторина «Пешеход на улице», праздник, посвященный дню защиты детей «Красный, жёлтый, зелёный», театр «Волшебные колоши. Путешествие по сложным и опасным ситуациям, в которых дети узнают о правилах безопасности».

Велась методическая работа с педагогами по систематизации и апробации знаний о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

- Инструктаж по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало учебного года.

-Консультация для педагогов: «Правила организованного передвижения детей по улицам и дорогам города»

-Консультация для педагогов «Формы и методы проведения образовательной деятельности по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах города»

-Оформление стенда в методическом кабинете «Изучаем ПДД»

-Консультация для педагогов «Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе обучения их правилам дорожного движения»

-Практическое занятие с сотрудниками по оказанию первой помощи при ДТП

Велась работа с наглядно-методическим и практическим материалом:

- Оформление уголков в приёмных по безопасности дорожного движения для родителей с обновлённой информацией (август-сентябрь)

- Регулярное обновление информации по ДДТТ в родительских уголках (в течение года)

- Оформление уголков по правилам безопасности дорожного движения для детей (август-сентябрь)

- Организация предметно-развивающей среды в группах: подборка художественной литературы; дидактические игры и пособия; подбор и приобретение иллюстрированного наглядного и демонстрационного материала для обучения детей ПДД; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (в течение года)

- Пополнение материально-технической базы: транспортные игрушки различных видов, настольные игры, дидактические игры, плакаты (в течение года).

- Оформление стенда в методическом кабинете «Изучаем ПДД» (в течение года)

Результатом нашей планомерной и систематической работы в 2017-2018 учебном году стало то, что:

Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания в играх, инсценировках, в повседневной жизни

Были объединены усилия педагогов и родителей, в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни.

  1. Родители должны быть примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
  2. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. При наличии переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «пешеходный переход». Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно.
  3. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.  Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  4. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста.
  5. Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли. Из автобуса, троллейбуса, легкового автомобиля выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  6. Маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку. Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Коляски и санки с детьми возите только по тротуару.
  7. Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами. Неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается, как оно движется по инерции.
  8. Научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть.
  9. Не садитесь в общественный транспорт (автобус, троллейбус, маршрутное такси) в последний момент при его отправлении  (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства.
  10. При ожидании  транспорта стойте с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
  11. При движении автомобиля приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен.
  12. Не разрешайте ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель.
  13. Пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем, в том числе и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет  у ребенка в постоянную привычку. Если возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
  14. Ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
  15. Если вы сопровождаете своего ребенка по улицам пешком или на автомобиле, поступайте так, чтобы ваши действия наглядно демонстрировали ребенку и вашу заботу о его безопасности, и правильные приемы самостоятельного поведения в самых различных ситуациях.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

* без взрослых на дорогу выходить нельзя; идешь со взрослым за руку - не вырывайся, не сходи с тротуара;

* ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;

* переходить дорогу можно либо по наземному переходу на зеленый сигнал светофора, либо по подземному переходу;

* прежде чем переходить улицу, посмотри на светофор: “Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт”;

* проезжая часть предназначается только для машин;

* движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора или милиционером-регулировщиком;

* в общественном транспорте нельзя высовываться из окон, выставлять руки, высовывать какие-либо предметы.

Что должны знать родители о своем ребенке?

В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоя щей, но он уверен, что машина останавливается  мгновенно.

В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.

В 7 лет - более уверенно отличает правую сторону дороги от левой.

В 8 лет - может мгновенно отреагировать на оклик и т. п.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде (умение объезжать препятствия, делать крутые повороты); умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше); может отказаться от начатого действия (ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар).

«Безопасность детей — забота взрослых»

Чем младше ребенок, тем менее он чувствителен к опасности, малыш не всегда знает и понимает, что именно ему грозит, какие последствия может повлечь за собой то или иное поведение. Именно поэтому мамам, папам, другим близким взрослым очень важно уделять повышенное внимание вопросам безопасности детей.

Как малыши видят и представляют проезжую часть

У ребенка поле зрения уже, чем у взрослого, поэтому дошкольнику трудно определить расстояние до стремительно приближающегося автомобиля. Тем более ребенок не способен вычислить скорость движения транспорта.

Дети раннего, младшего и даже среднего дошкольного возраста не воспринимают автомобиль как нечто потенциально опасное. Малыш устремляется за выкатившимся на дорогу мячом, совершенно не думая о движущихся машинах. Для ребенка главное — вернуть игрушку. Он не понимает, что попытка догнать мяч может оказаться последней. Поэтому чем раньше начата работа по освоению детьми правил дорожного движения, тем больше вероятность спасти малышей от беды.

Что и как рассказывать детям о ПДД

У дошкольников доминирует наглядно-образное мышление, поэтому дословная трактовка Правил дорожного движения с большим количеством абстрактно-теоретических выкладок неприемлема.

Во второй младшей группе малышам рассказывают и показывают, что такое улица, тротуар, дорога с односторонним движением. Также детей знакомят с видами транспорта (легковой и грузовой автомобили, автобус, троллейбус, трамвай), рассказывают о работе водителя, светофоре (красный и зеленый сигналы).

Личный пример

Направляясь куда-либо с ребенком, родители:

  • держат малыша за руку;
  • ведя малыша по тротуару, сами находятся ближе к проезжей части, а ребенок идет рядом;
  • переходят дорогу на зеленый сигнал светофора;
  • на перекрестке сначала смотрят налево, потом направо, потом снова налево и только после этого, если машины далеко, выходят на проезжую часть, спокойно без суеты направляются к противоположной стороне улицы;
  • не перебегают дорогу, потому что «так ближе», даже если спешат, не перелезают через заграждения;
  • не догоняют уходящие автобус, троллейбус, трамвай или маршрутное такси;
  • переходя дорогу после выхода из транспортного средства, автобус, троллейбус и «маршрутку» обходят сзади, а трамвай — спереди;
  • не выходят на проезжую часть из-за препятствия (транспортное средство, куст, забор и т.д.);
  • в темное время суток на себя и ребенка надевают светоотражающие элементы (фликеры);
  • проговаривают выполняемые действия, обращают внимание малыша на необходимость соблюдать правила дорожного движения.

При перевозке ребенка на автомобиле:

  • ведут авто, соблюдая правила для водителей;
  • детей перевозят в автокреслах;
  • взрослые и дети садятся в автомобиль и выходят из него только со стороны тротуара.

При высадке из общественного транспорта взрослый выходит первым.

Наглядность

Освоить правила дорожного движения малышам помогают картинки и плакаты «Памятка пешехода», «Светофорчик», «Будь внимателен!», «Дорожная азбука» и т. д. Можно купить готовый плакат или нарисовать его вместе с ребенком дома.

Наглядные материалы не принесут пользы, если будут висеть в комнате «фоном».

Книги по ПДД для дошкольников

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуют произведения:

  • Б. Заходер «Шофер»;
  • Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»;
  • А. Барто «Грузовик» и т.д.